28.11.2023 г. был опубликован «Большой налоговый закон» Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ который производит революционные изменения в трансфертном ценообразовании уже с 01.01.2024 г.
Мы сформировали детальный обзор планируемых изменений.
Что поменяется:
Ниже рассмотрим по отдельности каждое из этих существенных изменений.
1. Налог у источника с услуг иностранных взаимозависимых лиц
По новым правилам налог у источника 15% обязательно будет удержан с услуг иностранных взаимозависимых лиц, с резидентством в стране, с которой приостановлено действие СОИДН.
По сделкам с компаниями из стран с продолжающими действовать СОИДН – необходимо читать условия международного договора.
2. Расширение перечня взаимозависимых лиц
К перечню взаимозависимых лиц добавятся:
3. Расширение понятия контролируемой сделки
Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (местом жительства, местом налогового резидентства) которого является так называемая офшорная юрисдикция, признаются контролируемыми.
Так как перечень офшорных юрисдикций был расширен c 01.07.2023, контролируемыми с 01.01.2024 будут признаваться все международные сделки с данными юрисдикциями, даже с независимыми партнерами.
Отчетность по таким сделкам необходимо подавать после превышения порога 120 млн. руб. в год.
При этом, не будут признаваться контролируемыми сделки при выполнении следующих условий:
4. Возможные налоговые доначисления
При проведении налоговой проверки и обнаружении факта применения по контролируемой сделке цен, отличных от рыночных, корректировка налоговой базы будет проводиться до медианного значения (а не до максимального-минимального значения коридора, как было ранее).
Если налоговые органы совершают ТЦО корректировку налоговой базы в РФ по внешнеторговым сделкам, данные корректировки будут квалифицированы как скрытые дивиденды от источников в РФ (так называемая «вторичная корректировка»), и будут обложены налогом у источника по ставке 15% (дополнительно к штрафу).
Если налогоплательщик самостоятельно осуществляет ТЦО корректировку до начала контрольных мероприятий и соответствующие денежные средства перечисляются иностранным контрагентом на счёт в российском банке, данная ТЦО корректировка не квалифицируется как скрытые дивиденды.
Таким образом общая возможная сумма доначисленных налогов сможет составить до 35% от суммы корректировки цен:
20% доначисления налога на прибыль + 15% налога у источника
5. Новые уровни штрафов
За неуплату или неполную уплату налога в результате применения цен, не соответствующих рыночным:
За непредставление в установленный срок или предоставление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения – 100 000 рублей
За непредставление в установленный срок документов – документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), уведомления об участии в МГК (за каждый факт нарушения) - 500 000 рублей.
За непредставление в установленный срок или предоставление документов, содержащих недостоверные сведения – страновой отчёт, глобальная документация, национальная документация, бухгалтерской (финансовой) отчётности участника МГК (за каждый факт нарушения) - 1 000 000 рублей.
6. Больше информации к предоставлению в налоговый орган
Расширенная информация, необходимая к представлению в ФНС с 01.01.2024
Уведомление о контролируемых сделках
(обязательно ежегодно не позднее 20.05.)
· условия совершения сделки (детализация устанавливается только для товарных сделок)
· использованные в ТЦО методы и источники информации (ранее не было обязательным для раскрытия)
· цепочка создания стоимости по сделкам в области внешней торговли сырьевыми товарами (по перечню Минпромторга, п. 5-6 ст. 105.14 НК РФ) только с взаимозависимыми лицами.
Документация по трансфертному ценообразованию
(по запросу налогового органа в течение 30 дней с даты запроса)
· информация о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного лица, являющегося стороной контролируемой сделки (с учётом приложения соответствующих подтверждающих документов)
· описание условий сделки
· финансовая отчётность иностранного контрагента
Об отказе независимого контрагента предоставить запрашиваемую информацию необходимо сообщать ФНС России.
По сделкам со взаимозависимыми контрагентами налогоплательщик не вправе ссылаться на отказ по раскрытию сведений.
Раскрытие информации потребует сбора значительного объёма дополнительной информации налогоплательщиком, а также её систематизацию и хранение в учётной системе.
7. Новые «безопасные» интервалы процентов по займам
С 01.01.2024 снижается нижняя граница базовых «безопасных» интервалов для сделок по займам:
Первый отчетный период по измененным правилам – 2024 год, уведомление по контролируемым сделкам необходимо подать до 20.05.2025 года, но провести ревизию договоров, которые попадают под изменения и возможно скорректировать международные сделки нужно уже сейчас.
Изменений по ТЦО много, риски доначислений по трансфертному ценообразованию повышаются.
Качественная документация остаётся инструментом защиты позиции налогоплательщика в части подходов и методов обоснования рыночных цен.
Мы много лет работаем с трансфертным ценообразованием и формируем документацию для наших клиентов.
Будем рады поддержать вас в процессе подготовки аргументированной налоговой позиции.